Изобретение автоматической коробки передач дало возможность уменьшить нагрузку, которой подвергается водитель в процессе вождения автомобиля. Простота в использовании и высокая надежность стали причинами того, что акпп получила широкое распространение и стала устанавливаться на автомобили различных марок и классов.
При езде на машине с обычной КПП водитель вынужден постоянно контролировать скорость передвижения и изменять передачи при помощи ручки переключения скоростей и педали сцепления.
Наличие автоматической коробки передач избавляет водителя от необходимости переключать передачи при помощи рычага. Это происходит без участия человека, в соответствии с нагрузкой на мотор и скоростью движения машины.
Автоматическая коробка передач обладает несколькими плюсами по сравнению с механической:
- снимает часть нагрузки с водителя, благодаря чему повышается удобство вождения автомобиля;
- самостоятельно и очень плавно меняет передачи, руководствуясь при этом скоростью передвижения машины, нагрузкой на мотор и силой нажатия педали газа;
- позволяет двигателю и трансмиссии избежать лишних перегрузок;
- обеспечивает возможность как автоматического переключения скоростей, так и ручного.
Акпп, соответственно тому, какой системой управления и контроля они снабжены, могут быть двух типов. В первом из них контроль и управление производятся при участии гидравлического привода, во втором эти задачи выполняет электронный аппарат. Во всем остальном оба вида акпп практически одинаковы.
Если рассматривать авто с разными приводами, то в переднеприводных автомобилях устройство акпп будет более компактным, а внутри корпуса автоматической трансмиссии будет находиться и блок основной передачи — дифференциал.
В автоматизированную трансмиссию входят следующие блоки: узел контроля и управления, аппарат определения режима движения, гидротрансформатор.
Узлы акпп, входящие в нее:
- Гидротрансформатор выполняет те же задачи, что и сцепление в КПП, но для его работы не требуется постоянное вмешательство водителя.
- Планетарный ряд выполняет ту же работу, что и шестеренчатый блок в механике, позволяет увеличивать или уменьшать передаточное число в акпп при переключении скоростей.
- Фрикционы (передний и задний) и тормозная полоса непосредственно участвуют в осуществлении переключения скоростей.
- В контрольно-управляющее устройство входит масляный поддон акпп, блок клапанов управления и шестеренчатый (зубчатый) насос.
Гидротрансформатор передает вращение от двигателя на акпп и располагается между ними. Кроме сообщения крутящего момента и поглощения вибрации двигателя, этот узел также регулирует работу масляного насоса КПП, наполняющего гидротрансформатор и контрольно-управляющий блок жидкостью для трансмиссии.
Планетарный ряд находится в корпусе АКПП и состоит из нескольких планетарных механизмов, корректирующих необходимое передаточное число. При помощи дифференциала, фрикционных дисков или других приспособлений вращение передается через планетарный ряд от мотора к колесам.
Тормозная лента блокирует любой из планетарных механизмов при необходимости.
Клапанная коробка является системой, состоящей из каналов, плунжеров и клапанов. Она выполняет задачи управления и контроля акпп. Помогает выразить скорость перемещения автомобиля, количество оборотов в минуту, которые совершает коленвал и силу нажатия на педаль газа в гидравлических сигналах разного давления. На основании этих показаний и происходит автоматическое переключение скоростей.