В советское время на заправках звучала песня, которая призывала шофёров держаться крепче за баранку, эта песня была актуальна в то время хотя бы потому, что раньше подавляющее большинство имело механическую коробку передач. На сегодняшний день существует настолько широкий выбор АКПП что желающие разобраться потратят продолжительное время на изучение нюансов современных «автоматов».
Поговорим сегодня о типах этих самых АКПП. Ведь с их появлением водители получили возможность управлять автомобилем двумя руками, а в ногах появилось свободное пространство благодаря отсутствию педали сцепления. Снижение нагрузки на водителя привело к тому что управлять мечтой стало намного комфортнее, и как следствие появилась возможность направить больше внимания на светофоры, разметку, пешеходов, движущийся транспорт и т. д.
Классическим «автоматом» можно назвать гидравлический, в основе принципа лежит отсутствие связи между колёсами и двигателем. В «гидроавтомате» крутящий момент передается через две турбины и рабочую жидкость. Управляют этими процессами электронные системы, которые дали возможность добавить различные режимы типа «спорт», «зимний» и «ручной». В угоду комфорту «гидроавтомат» расходует больше топлива и медленнее разгоняется по сравнению с механической коробкой передач. Несмотря на то что вначале такие коробки устанавливались только на топовые модели автомобилей, работа инженеров позволила преодолеть этот барьер, сегодня такой тип АКПП можно встретить даже на бюджетных автомобилях из Поднебесной. И главное, что сделали в своё время инженеры, так это дали возможность переключаться вручную. Эти коробки получили в названии различные вариации с добавлением окончания – tronic. Такой метод переключения полностью механическим назвать нельзя, скорее это полуавтомат.
Ещё одной разновидностью «автомата» является роботизированная механика, в народе «робот». Этот вид КПП отличается от «автомата» тем что очень близок к «механике» но по ощущениям очень напоминает АКПП. Расход топлива у такой коробки, конечно, меньше чем на «механике», хотя не обошлось без ложки дёгтя. Дело в том что на «роботе» можно комфортно ездить только в спокойном стиле, стоит начать изображать автогонщика и вы услышите, как болезненно переключаются передачи. Поэтому со временем «робот» решили оснастить двумя сцеплениями. Первой компанией, которая внедрила подобное решение в массы был концерн Volkswagen, в 2003 году все увидели новоявленный Golf R32 с коробкой DSG (ShiftGearboxDirect). Реализована эта возможность двумя дисками сцепления, в этой связке один диск сцепления управляет чётными передачами, второй диск управляет нечётными.
Менее распространённый вариант АКПП это вариатор. Это довольно давно известный вид коробки переключения передач, но используется он не так широко как классическая АКПП, во многом из-за «сырости», складывается мнение что он не до конца доработан. В принципе его работы уложен процесс, который плавно изменяет крутящий момент, при отсутствии фиксированного передаточного числа эта бесступенчатая АКПП работает достаточно размеренно впоследствии чего звук работы мотора весьма монотонный. Поэтому инженеры снабдили вариатор «виртуальными передачами».
Вот такие разные бывают автоматические КПП, хотя для многих остаётся загадкой на каком же именно из автоматических коробок они всё-таки передвигаются. Да и какой из «автоматов» будет преобладать в будущем сказать пока что сложно. Каждый из них по-своему хорош и все они имеют как минусы, так и плюсы.