Коробка переключения передач является неотъемлемой и очень важной частью любого автомобиля. При покупке автомобиля каждый автолюбитель сначала уточняет мощность силового агрегата и тип коробки переключения передач, а затем смотрит на все остальные технические характеристики и эксплуатационные параметры. Большинство жителей крупных городов и поселков, с учётом специфики интенсивной городской езды, предпочитают иметь в своём автомобиле АКПП или вариатор.
Однако если у вас отсутствует собственный опыт эксплуатации трансмиссии без ручного переключения передач, выбор между указанными типами коробок будет сделать непросто. Чтобы помочь вам в этом, давайте рассмотрим отличия конструкций АКПП и вариатора, их достоинства и недостатки.
АКПП - надёжность и комфорт при неторопливой езде
Несмотря на свой, довольно солидный возраст АКПП практически не изменила свою конструкцию. Как и в далёкие сороковые годы XX столетия её базовая конструкция состоит из редуктора и гидротрансформатора. В то время как все шестерни редуктора находятся в постоянном зацеплении, выбор нужной передачи осуществляется непосредственно гидротрансформатором. Отличие современных АКПП состоит лишь в том, что они имеют большее количество ступеней. Сегодня на автомобили устанавливаются автоматы, имеющие 4, 6 и 8 передач.
К преимуществам АКПП обычно относят:
- уменьшение операций, производимых водителем при управлении автомобилем, что позволяет ему меньше отвлекаться и лучше концентрироваться на дорожной ситуации;
- высокую надёжность, обеспечиваемую соблюдением несложных правил эксплуатации;
- увеличение ресурса двигателя, связанное с тем, что АКПП работает строго в пределах номинальных значений крутящего момента, но при этом не допускает превышения максимальных оборотов двигателя.
Недостатки:
- комфортная езда с АКПП требует повышенного «питания» двигателя. Расход топлива в сравнении с механической трансмиссией или вариатором увеличивается в среднем на 1,5–2 литра на каждые пройденные 100 км;
- низкая, в сравнении с механической коробкой и вариатором, динамика разгона автомобиля;
- необходимость частой смены трансмиссионного масла, большое его количество.
Вариатор – бесступенчатая трансмиссия
Хотя вариатор был изобретён очень давно, когда об автоматической коробке ещё никто из автомобилестроителей и не мечтал, своё применение в автомобиле он нашёл сравнительно недавно. Конструктивно такое «чудо» техники состоит из пары шкивов, соединённых между собой специальным ремнём или стальной цепью, меняющей длину в определённых пределах. Трансмиссия, получившая название бесступенчатой (Continuously Variable Transmission), фактически не имеет фиксируемых передач. Передаточное число вариатора изменяется плавно при помощи меняющего свой диаметр раздвижного шкива.
Основные достоинства вариаторов:
- уникальная плавность хода при разгоне автомобиля, достигаемая отсутствием фиксированных передач, исключает рывки при переключении;
- высокая динамика разгона, значительно превосходящая по своим показателям АКПП и даже механическую коробку передач;
- низкий расход топлива даже в сравнении с МКПП;
- повышение ресурса силового агрегата, за счёт снижения его нагрузки;
- комфортность управления автомобилем при движении в городе и на трассе.
К недостаткам всех вариаторов следует отнести:
- малое количество ремонтных и сервисных центров, занимающихся обслуживанием вариаторов, дорогостоящий ремонт вариатора Ауди в официальных дилерских центрах;
- высокий износ ремня, требующий частой его замены (каждые 150–200 км);
- необходимость использования только специальных вариаторных, достаточно дорогих в сравнении с остальными типами, трансмиссионных масел.
Выводы
Таким образом, необходимо признать, что выбор типа коробки переключения передач достаточно сложный вопрос, ответ на который неоднозначен и зависит не только от ваших пристрастий, но и ваших финансовых возможностей. Ваш характер, манера езды и отношение к транспортному средству также могут стать определяющими факторами при выборе конструкции трансмиссии автомобиля.
Так, например, успешному и уверенному в себе бизнесмену, мужчине или женщине, достаточно повидавшим в жизни и не торопящимся опоздать можно смело рекомендовать солидное авто с качественной адаптивной АКПП. Езда на нём каждый день будет придавать уверенности в себе, и доставлять массу удовольствия.
Для энергичных людей и молодёжи, которой нужно успеть быть первыми везде и всегда лучше подойдёт вариатор. Он станет настоящей находкой и для любителей агрессивной или динамичной езды, при этом сможет проявить надёжность и только лучшие свои свойства. Об эмоциях, вызываемых управлением автомобилем с вариатором, советуем поинтересоваться у счастливых обладателей таковых.