Многие из тех, кто собирается приобретать автомобиль, одновременно с этим пытаются разобраться в технических терминах, именованиях различных деталей. Большие проблемы при этом доставляет термин «роботизированная коробка передач».
Роботизированная коробка передач (или коробка-робот) применяется в конструировании автомобилей далеко не первый год. Ее использовали на грузовиках с 50-х годов, а начиная с восьмидесятых, она превратилась в шестиступенчатую КПП, которая получила название "преселективная". Начиная с этого момента, коробка-робот стала появляться на многих недорогих автомобилях, реже - на более дорогих.
Отличие роботизированной АКПП Ссанг Йонг от стандартной МКПП состоит в наличии сервопривода. Это актуатор, с помощью которого автоматически переключаются передачи. Это устройство контролирует сцепление, кроме того, с ним не нужно нажимать на педаль - достаточно всего лишь нажатия на специальный лепестковый переключатель. Существует два вида актуаторов по типу привода - электрический или гидравлический.
К роботизированным коробкам передач относятся коробки, снабженные электрическим приводом. Другое название гидравлических - секвенциональные, но и у тех и других есть одно на двоих название - роботизированные.
Схема действия роботизированных коробок передач состоит в следующем: получая сигналы, которые передаются датчикам, электронный блок формирует порядок действия коробки передач на основе внешних факторов. Порядок работы построен вот на чем: около КПП два вторичных вала с установленными на них ведомыми шестернями и синхронизаторами. В то же время есть также пара первичных валов, встроенных друг в друга, при этом один находится внутри другого. Все валы крепятся с движком посредством индивидуального многодиского сцепления.
Вместе с началом работы первой передачи, приборы предугадывают следующее начало работы второй - и запрещает работу вторичной шестерни. Как только машина наберет скорость, и приборы определят, что нужно сменить передачу, отсоединяется 1-ое сцепление, в то же время соединяется 2-ое. С этого момента крутящий момент действует через внешний первичный вал. Третья передача уже подготовлена на внутреннем валу. Когда автомобиль, наоборот, сбрасывает скорость, действует та же схема, только в обратном порядке.
Для всех коробок-роботов предусмотрен режим Tiptronic, так как основной недостаток - слишком большое время изменения передачи, из-за чего происходят рывки в динамике авто. Существует мнение, что КПП начинает вести себя неадекватно при неспешном перемещении в пробках. С одной стороны идет движение, и вдруг возникает необходимость остановиться. Автомобилисты вне себя от этого, так что же вы хотите от механизма? Тем не менее, не забывайте о режиме Tiptronic, который берет на себя сглаживание этой неприятности.
Вероятнее всего, автомобили следующего поколения будут снабжены только роботизированными КПП.