Нет надобности доказывать, что ведущие автоконцерны Европы на свои автомобили будут устанавливать самые лучшие узлы и агрегаты трансмиссии. С механическими коробками передач проще, принцип устройства и действия одинаков у всех. Сложнее обстоит дело с автоматическими КПП, у которых уже появилось множество отличий друг от друга, включая автомобили концернов VAG (VW - Audi) и BMW. Мы рассмотрим наиболее часто встречаемую коробку-автомат 5НР-19 под названием Tiptronic фирмы ZF.
Определить наличие в трансмиссии автоматической коробки можно по номеру КПП, которая у заднеприводных BMW обозначается ZF № 1060 000 ххх, у переднеприводных автомобилей корпорации VAG АКПП имеет обозначение 5HP-19FL и нумеруется ZF № 1060 030 ххх, а полноприводные Audi обозначают свою коробку-автомат 5HP-19FLA с номером ZF № 1060 040 ххх. Все они отличаются высокой надёжностью и безотказностью в работе, а долговечность их подтверждается ресурсом, достигающим 450 тыс. км пробега.
Вместе с тем для всех АКПП типа 5НР-19 характерна излишняя чувствительность к качеству масла и срокам его замены, поэтому производитель настоятельно рекомендует для всех полноприводных АКПП типа ZF использовать жидкость ATF S671 090 166/169 или Esso LT 71141. Для переднеприводных автомобилей VAG применяется масло G052 162A, а для заднеприводных BMW – ATF 83 22 9 407 807. При покупке автомобиля с автоматической трансмиссией диагностика обязательна, потому что ремонт АКПП довольно дорогой, для примера: новый масляный насос КПП стоит приблизительно $ 200, а капитальный ремонт АКПП типа FL обойдётся в приблизительно $ 1100, FLA примерно $ 1800. При эксплуатации этих КПП нужно помнить, что они не любят резких стартов, из-за которых разрушается барабан «DG» по причине резкого скачка давления. Полноприводные Quattro и Allroad боятся тяжёлого бездорожья и не выносят попыток буксования «в раскачку», поэтому категорически нельзя переключать передачи с “R” на «D» без остановки автомобиля. Дело в том, что скачки давления приводят к разрушению барабана муфты переднего хода и поломке зубьев тормоза заднего хода в положении «D». И ни в коем случае нельзя забывать об обязательном прогреве коробки зимой, иначе можно просто-напросто скрутить первичный вал.
Ремонт АКПП ZF5НР19: +7 495 796 5104, +7 495 796 5109
Что касается технического обслуживания АКПП 5НР-19, то самое главное, как уже говорилось выше, для самой коробки необходимо использовать только смазку ATF, а для главной передачи и раздатки SAE 75W90 с обозначением G 052 911. Постоянного контроля требует сальник фланца раздаточной коробки, течь которого сильно сокращает ресурс АКПП. Не отличается долговечностью ЭГК (электрогидравлический клапан), из-за выхода из строя которого резко повышается давление и разрушается муфта «А», так называемый фрикцион переднего хода. Иногда отрывается стопорное кольцо у барабана пакета фрикционов «DG», поэтому при появлении симптомов в виде толчков при включении режима «drive» [D] и при переключении «shift down» при переходе с пятой передачи на четвёртую готовьте приблизительно $ 100 – 230 для замены ЭГК. Очень неудачным оказалось расположение многофункционального переключателя F125, представляющего собой позиционер или по-другому датчик диапазона переключения. Из-за этого самого расположения быстро нарушается его герметичность, микровыключатели внутри закисают и АКПП не реагирует на положение селектора выбора передач. Устранить эти последствия может чистка, просушка и замена уплотнителей, ну а если и это не поможет, то тогда только замена F125 в сборе. Зимой настоятельно рекомендуется установить дополнительные коврики под ноги и требовать от переднего пассажира перед посадкой отряхивать снег с обуви. Неизвестно из чего исходили конструкторы автомобилей, располагая дренажные отверстия ящика АКБ под ногами переднего пассажира, но для сохранности ЭБУ АКПП придётся их постоянно очищать от грязи. Не совсем надёжными показали себя регулятор главного давления MPR и планетарные механизмы диапазонной коробки, которые тоже могут преподнести неприятные сюрпризы.
Правильная эксплуатация автоматических коробок типа 5НР-19 заключается в замене трансмиссионной жидкости ATF каждые 60 тыс. км пробега вместе с прокладкой поддона и масляным фильтром. После замены обязательно проверяется её уровень при температуре масла 35°С на заведённом моторе при положении селектора в «P» или «N», а температуру измеряют с помощью диагностического сканера. После 250 тыс. км, скорее всего, придётся провести профилактический ремонт, который продлит ресурс АКПП ещё на 100 тыс. км пробега. Удачи на дорогах страны.