История АКПП ведет свое начало с 1940 года, когда компания General Motors начала установку в свои автомобили первых серийных образцов «автоматов». На сегодняшний день львиная часть автомобилей, выходящих с конвейеров Нового Света оборудованы подобными устройствами. Европа значительно уступает по темпам внедрения АКПП в новые модели, а отечественные автолюбители, в большинстве своем, отличаются еще большим консерватизмом.
Сейчас классической автоматической коробкой называется гидромеханический планетарный агрегат в трансмиссии автомобиля, предназначенный для выбора передаточного числа без непосредственного участия водителя в этом процессе. Создатели АКПП ставили перед собой задачу обеспечить максимальный комфорт водителю, освободив его руки и ноги от дополнительных манипуляций, а самое главное голову – от решения задач по выбору оптимального режима движения, позволив полностью сосредоточиться на дорожной обстановке. В условиях перенасыщенных автомагистралей мегаполисов автоматическая коробка может стать просто незаменимой.
Комфорт вождения с АКПП обеспечивается даже на самом сложном режиме – начале движения с места. Плавность старта ни в коем случае не зависит от квалификации владельца автомобиля. АКПП полностью исключает возможность непреднамеренной перегрузки двигателя действиями неопытного водителя. Каждый, кто хоть раз попробовал «автомат» на своем автомобиле, навсегда привыкает к новому стилю вождения.
Автомобилистам, остановившем свой выбор на трансмиссии с АКПП, следует знать, что за повышенный комфорт придется заплатить. АКПП, в силу сложности конструкции, стоит дороже, чем МКПП. То же самое качается расходных материалов – для эксплуатации используются только синтетические масла.
Динамические показатели автомобиля с АКПП несколько хуже своих аналогов с «механикой». Несмотря на то, что современные автоматические коробки затрачивают на переключение скорости от 130 мсек до 150 мсек, разгона с мест до скорости 100 км/час не такой прыткий.
Эффект «проскальзывания» рабочих элементов гидротрансформатора, особенно при равномерном движении машины, вызывает несколько больший расход топлива. Этот же эффект служит причиной нагрева деталей АКПП сравнимого по температуре с работающим двигателем, что негативно сказывается на долговечности агрегата. Несмотря на то, что по этому показателю АКПП осталось совсем немного до «механики», тем не менее, возможный ремонт коробки неизбежно выльется в «кругленькую» сумму. В случае поломке «автомата» владельца ждет необходимость вызова эвакуатора.